Всего их 3 (три) – механическая коробка перемены передач, традиционный гидротрансформатор и вариатор. Все остальные типы КПП являются их производными.
Тут, казалось бы, все понятно: три педали, кочерга под рулем или рычаг в полу, и левая нога – словно на скакалке прыгаем.
Вследствие различных диаметров передаточных шестерен и количества зубьев на них как раз и производится не столько передача крутящего момента, сколько его увеличение или уменьшение на ведущие колеса автомобиля.
Замена трансмиссионных масел в МКПП производится согласно Инструкциям и регламентам производителя вашего автомобиля.
Добавлю лишь, что эти самые валы, шестерни, синхронизаторы и прочие трущиеся пары в процессе эксплуатации изнашиваются, и вся металлическая стружка и окислы, то есть – продукты износа, остаются в масле КПП. Именно поэтому оно и подлежит периодической замене.
По сути это та же механическая КПП, но «левой ногой» и «правой рукой» в этой коробке является гидротрансформаторное масло. Крутящий момент с первичного на вторичный вал КПП передается специальными лопастями, а движителем этих лопастей как раз и является масло.
Традиционные коробки-автомат позволяют механической части КПП работать в более щадящем режиме, поскольку нет традиционного фрикционного сцепления, но автомобили с АКПП традиционно более расточительны в плане расхода топлива.
Оно и понятно, поскольку двигателю для начала нужно запустить в работу гидротрансформаторный узел, который потом передаст крутящий момент на вторичный вал, а уже потом к ведущим колесам автомобиля. Отсюда, кстати, и тот самый вой, который сопровождает работу АКПП, и запаздывания в переключениях передач.
Условия работы масла в такой КПП чуть менее жесткие, чем в недрах механики, и для автоматов инженеры придумали специальный тип трансмиссионных масел: ATF, Automatic Transmission Fluid, что дословно переводится – жидкость для автоматических трансмиссий. Она также подлежит периодической замене.
На самом деле, робот – это традиционная механическая коробка передач, но размыканием дисков сцепления и переключением передач в ней занимаются не левая нога и правая рука водителя, а специальные актуаторы и сервоприводы.
Отличие роботизированной коробки от механики и традиционного автомата заключается в том, что она взяла лучшее от обоих типов КПП. Робот не такой дорогой в производстве, как гидротрансформатор, но обладает всеми его эргономическими достоинствами.
Это – особое (и уникальное) техническое решение, которое несомненно заслуживает шоферской похвалы, но вариаторы слишком долго «входили» в жизнь, в силу их не самой высокой стартовой надежности. Сегодня эти проблемы остались в прошлом, современные технологии и материалы позволяют вариаторам выхаживать фактически такие же сроки эксплуатации, как и традиционным коробкам перемены передач.
Но в какой-то момент журналисты (да и автовладельцы) увидели в них другой недостаток: поскольку передача крутящего момента производится не дискретно, а «излишне плавно», поэтому во время движения вариатор генерировал специфический «троллейбусный вой». Поэтому производители пошли на следующее ухищрение: в современных вариаторах устанавливаются фиксированные виртуальные «передачи», и водитель по своему желанию может эти передачи «типа переключать».
Замена масла в такой КПП – также согласно регламенту производителя.
Буквально еще 10-12 лет назад подавляющее большинство российских водителей от автоматов отмахивались. Почему? А потому что и до сих пор еще «на ходу» самые первые поколения АКПП – крайне капризные, «малоремонтопригодные» и даже сегодня безумно дорогие. Второе их поколение – это коробки с электронным управлением, и третье – так называемые адаптивные АКПП – самые современные, с возможностью ручного переключения передач и принудительного удержания выбранной передачи.
Все типы КПП между собой разнятся как конструкцией, так и поведением, но в чем особое «обаяние» автомата?
Первый плюс автомата – это комфорт и удобство вождения. Нет необходимости задумываться, когда какую передачу включать и можно сосредоточиться на вождении, держа правую руку на руле, а не на рычаге КПП.
Отсюда и второй плюс – безопасность вождения, автоматическая КПП делает водителя более спокойным.
Третий плюс проявляется, если вы житель большого города – это существенное снижение физических и нервных усилий. Необходимо остановиться – жмешь на педаль тормоза, ехать – отпускаешь тормоз и давишь на газ. В пробках ты всегда благодаришь самого себя за то, что при покупке автомобиля выбрал «автомат»!
Четвертый плюс – технический. Если вы купили себе новый автомобиль надолго, или покупаете подержанный, помните – ресурс двигателя, работающего в паре с автоматом, примерно на 30-40% больше, чем у мотора с ручной КПП. Объясняется это просто: передачи переключаются плавно, в оптимальной зоне оборотов, не бывает движения «в натяг», т.е. с малыми оборотами на повышенной передаче, при нормальных режимах движения стрелка тахометра даже не приближается к границам красной зоны. То есть, двигатель работает в щадящем режиме, поэтому и служит дольше.
Первый – это более высокий – примерно на 10-12% – расход топлива, особенно в городе или на трассе при скоростях выше «крейсерских» 110-120 км/ч.
Второй – касается новых автомобилей – за «автомат» необходимо доплачивать, это уже опция (к слову, если речь идет об автомобилях с американского рынка, то там как раз случается доплачивать за механику).
Третий – некоторая «задумчивость» АКПП при переключениях, однако на современных коробках этот недостаток практически неощутим.
Четвертый – и главный – для забывчивых и ленивых: автомат необходимо своевременно обслуживать и контролировать уровень жидкости.
Обычно интервалы смены жидкости в АКПП такие: на минеральной основе – до 40 тысяч км, на синтетической – до 60 тысяч км. И еще – замена производится только вместе с фильтром!
Когда кто-нибудь из так называемых «специалистов-механиков» говорит вам, что ни в коем случае не стоит покупать подержанную машину с автоматом, потому что запчасти стоят очень дорого, то в этом есть доля правды. Но только – доля правды, и в случае солидного, более 200 тыс. км, пробега и признаков (звуков) явного износа.
Дело в том, что реальный ресурс автомата до капитального ремонта превышает названную цифру как минимум в два раза, а сокращает его – неправильная эксплуатация и безграмотное нерегулярное его обслуживание.
А сейчас несколько советов тем автолюбителям, которые эксплуатируют автомобили с АКПП или планируют такой купить:
Кроме того, современные производители утверждают, что масло в АКПП ими заливается на весь срок «жизни» автомобиля. Не поддавайтесь на этот маркетинговый трюк – вы откатаетесь на новом автомобиле положенный гарантийный срок – а дальше?
А дальше производитель предложит вам купить у него очередной новый автомобиль...
Поэтому специалистам Apollo Motors задавайте побольше вопросов: и по маркам ATF-жидкостей конкретно для вашего автомобиля, и по срокам их службы вообще и конкретно в вашей модели АКПП, и по регламентам, и по условиям эксплуатации, и так далее, и так далее, и так далее...
На все ваши вопросы сервисмены дадут исчерпывающие ответы.
Неблагоприятными режимами для АКПП являются:
При появлении шумов, вибрации, жестких толчков при переключении, затянутых переключений и т.д. немедленно обращайтесь на СТО. Своевременная диагностика предотвратит значительные затраты на ремонт. Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправность – ваше любопытство, самоуверенность и экономия на специалистах обойдутся вам очень дорого!
А что такое «тяжелые условия»?
...а как еще ездить по напряженным и запруженным улицам столицы?
Тяжелые условия эксплуатации убивают любое масло! Даже самое что ни на есть «логн- и макс-лайфовское». Продукты износа – металлическую стружку, пудру и окислы нужно выносить с маслом, а не «копить» в картере АКПП.
Поделиться страницей